Решение в лоб (составление уравнений Кирхгофа, получение обыкновенного дифференциального уравнения относительно тока через резистор, а затем интегрирование `I^2(t)R ` по времени от нуля до бесконечности) приводит к ответу `Q_R=340\text[ мДж]` Вопрос: Существует ли для этой задачи более простое решение (я что-то не увидел)?
Igor5
Заголовок сообщения: Re: Phystech International. Физика 11-9
Зарегистрирован: 26 ноя 2010, 23:55 Сообщений: 1268 Откуда: г. Москва
ar54 писал(а):
Решение в лоб (составление уравнений Кирхгофа, получение обыкновенного дифференциального уравнения относительно тока через резистор, а затем интегрирование I2(t)R по времени от нуля до бесконечности)
Решал также, тоже не увидел более простого подхода. `Q = (C E^2)/(4*(2+r/R))
ar54
Заголовок сообщения: Re: Phystech International. Физика 11-9
... Решал также, тоже не увидел более простого подхода. `Q = (C E^2)/(4*(2+r/R))`
Спасибо, Игорь Иванович, за отклик. Сегодня осенило, что задача может быть решена стандартными школьными методами. Исходная задача сводится к стандартной: Последовательно соединенные незаряженный конденсатор емкости `C` и резистор сопротивлением `R` подсоединяют к неидеальному источнику тока с ЭДС `tilde(mathcal(E))` и внутренним сопротивлением `tilde(r)`. Найти тепло, выделившееся на резисторе `R`. Школьное решение:
Параметры эквивалентного источника тока для исходной задачи: `tilde(mathcal(E))=mathcal(E)/2,qquad tilde(r)=r/2`. И ответ в исходной задаче: `Q_R=(C mathcal(E)^2)/(4*(2+r/R))=(C mathcal(E)^2)/(10)=340\text( мДж)`
Igor5
Заголовок сообщения: Re: Phystech International. Физика 11-9
Зарегистрирован: 26 ноя 2010, 23:55 Сообщений: 1268 Откуда: г. Москва
Да, интересно, можно избежать диффуравнений. Правда, с двухполюсниками у школьников тоже может быть напряженка. Возможно, стоит пояснить как определяются параметры двухполюсника. Вспоминаю с трудом. Всегда ли можно считать?
`U_(хх) = tilde mathcal(E)` (при бесконечном сопротивлении нагрузки)
... Сегодня осенило, что задача может быть решена стандартными школьными методами. Исходная задача сводится к стандартной: Последовательно соединенные незаряженный конденсатор емкости `C` и резистор сопротивлением `R` подсоединяют к неидеальному источнику тока с ЭДС `tilde(mathcal(E))` и внутренним сопротивлением `tilde(r)`. Найти тепло, выделившееся на резисторе `R`.
АД. Решение задачи с представлением части цепи в виде активного двухполюсника, по "арифметике" намного короче решения через составление дифференциального уравнения ... Но! отдельные школьники достаточно хорошо владеют составлением и решением дифференциальных уравнений физических процессов (материал соответствует программе школы), а вот то что Вы назвали стандартным школьным методом.. выходит за рамки школьной программы (и я не припомню разговора об активном двухполюснике даже в заданиях зфтш) P.S.1) Но решение конечно же как лаконичное, так и красивое. 2) Ранее на форуме решались задачки на преобразование электрической схемы "треугольник-звезда" и касались вопросов законов Кирхгофа, методов контурных токов, узловых потенциалов, метода эквивалентного генератора. Заинтересованные школьники набрав в сети фразы с вышеперечисленными методами (или просто : ТОЭ цепи постоянного тока) смогут существенно нарастить свою квалификацию. 2) К посту Игоря Ивановича : теорема об активном двухполюснике применима к линейным электрическим цепям ( резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности ), но в большинстве случаев в цепях с подобными преобразованиями не будет выполняться баланс мощностей. Но это все уже разделы электротехники.
_________________ Цель ничто - движение все.
ar54
Заголовок сообщения: Re: Phystech International. Физика 11-9
... Сегодня осенило, что задача может быть решена стандартными школьными методами. Исходная задача сводится к стандартной: Последовательно соединенные незаряженный конденсатор емкости `C` и резистор сопротивлением `R` подсоединяют к неидеальному источнику тока с ЭДС `tilde(mathcal(E))` и внутренним сопротивлением `tilde(r)`. Найти тепло, выделившееся на резисторе `R`.
АД.
Подробности:
Решение задачи с представлением части цепи в виде активного двухполюсника, по "арифметике" намного короче решения через составление дифференциального уравнения ... Но! отдельные школьники достаточно хорошо владеют составлением и решением дифференциальных уравнений физических процессов (материал соответствует программе школы), а вот то что Вы назвали стандартным школьным методом.. выходит за рамки школьной программы (и я не припомню разговора об активном двухполюснике даже в заданиях зфтш) P.S.1) Но решение конечно же как лаконичное, так и красивое. 2) Ранее на форуме решались задачки на преобразование электрической схемы "треугольник-звезда" и касались вопросов законов Кирхгофа, методов контурных токов, узловых потенциалов, метода эквивалентного генератора. Заинтересованные школьники набрав в сети фразы с вышеперечисленными методами (или просто : ТОЭ цепи постоянного тока) смогут существенно нарастить свою квалификацию. 2) К посту Игоря Ивановича : теорема об активном двухполюснике применима к линейным электрическим цепям ( резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности ), но в большинстве случаев в цепях с подобными преобразованиями не будет выполняться баланс мощностей. Но это все уже разделы электротехники.
Анатолий Васильевич! Спасибо за ваши, как всегда полезные, комментарии и рекомендации! Заглянул в задание №5 для 10-го класса ЗФТШ (автор Чудновский А.В.) по постоянному току. Автор все-таки выводит формулы для параметров источника тока, эквивалентного батарее параллельно соединенных источников. И вообще - очень хорошая методичка (на мой взгляд), рекомендовал бы школьникам.
eduhelper
Заголовок сообщения: Re: Phystech International. Физика 11-9
... Заглянул в задание №5 для 10-го класса ЗФТШ (автор Чудновский А.В.) по постоянному току. Автор все-таки выводит формулы для параметров источника тока, эквивалентного батарее параллельно соединенных источников. И вообще - очень хорошая методичка (на мой взгляд), рекомендовал бы школьникам.
... Всплыли слова песни: Что то с памятью моей стало, то что было не со мной помню... А.Д. Каким то, пусть возможно даже очень слабым, объяснением такой э-ээмм моей "забывчивости", является тот факт что учеников 10 класса зфтш у меня в этом году нет. А то что было в прошлом году... ведь это уже давно... так ведь? Открыл методичку зфтш №5 прошлого года... и о УЖАС: как будто в первый раз ее вижу...
_________________ Цель ничто - движение все.
Igor5
Заголовок сообщения: Re: Phystech International. Физика 11-9
Отвечаю на свой вопрос. Да, можно. Интересующимся можно рекомендовать познакомиться с основами ТОЭ. Если коротко
«Любой сколь угодно сложный активный двухполюсник (часть эл схемы, имеющая вход выход и содержащая источники ЭДС) можно представить эквивалентным ЭДС с внутренним сопротивлением, ЭДС которого равна напряжению холостого хода на зажимах двухполюсника(т.е. когда сопротивление нагрузки бесконечное), а внутреннее сопротивление равно входному сопротивлению пассивного двухполюсника со стороны тех же зажимов. При определении входного сопротивления все источники должны быть заменены своими внутренними сопротивлениями — источники ЭДС закорачиваются.»
ar54
Заголовок сообщения: Re: Phystech International. Физика 11-9
Задача случайно встретилась в Кванте. Решение без интегрирования. Однако простым оно не кажется.
Игорь Иванович, Вы нашли задачу "один в один" с олимпиадной. Приведенное решение понятно, но, конечно, сложнее, чем через эквивалентное ЭДС.
P.S. Все-таки изложу получение параметров эквивалентной схемы для частного случая параллельно соединенных ЭДС (может, так будет понятнее для школьников).
Батарея параллельно соединенных реальных источников тока с параметрами `(mathcal(E)_k, r_k),quad (k=1,2,...,n)` эквивалентна одному источнику тока с параметрами `(tilde mathcal(E), tilde r)`. Параметры эквивалентного источника тока вычисляются по правилам:
Эквивалентное внутреннее сопротивление - по известной формуле общего сопротивления параллельно соединенных резисторов: `(1)qquad qquad 1/(tilde r)=1/r_1 + 1/r_2 + ... + 1/r_n `; Эквивалентное значение ЭДС - по правилу:Ток короткого замыкания эквивалентного источника равен алгебраической сумме токов короткого замыкания каждого из исходных источников:
P.P.S. Кстати, ответ на задачу в Кванте имеет опечатку (размерность не та). В правильном ответе в числителе сопротивление `R_1` должно быть во 2-ой степени (т.е. `R_1^2`).
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения